Лидерами по количеству прохождений стали Чеченская Республика, Свердловская и Белгородская области.
Совокупная аудитория всероссийского «Урока цифры» по квантовым вычислениям, стартовавшего 8 апреля 2025 года в Музее «АТОМ», преодолела первый знаковый рубеж: к 17 апреля его участниками стали более 1 миллиона школьников из различных регионов страны.
Ребята прошли интерактивный тренажёр «Квантовые вычисления и материалы будущего», разработанный экспертами Госкорпорации «Росатом» и размещенный на портале проекта урокцифры.рф.
Тренажёр погружает школьников в мир квантовых технологий: участники изучают принципы работы квантовых компьютеров, их роль в моделировании молекул и химических процессов, а также узнают, как инновационные материалы способны сделать жизнь безопаснее, удобнее и технологичнее. Программа разделена на три уровня сложности: для начальных классов — исследование спецодежды для пожарных, 5–9 классов — изучение строения кораблей и свойств материалов, для старшеклассников — создание материала купола для безопасного построения колонии на Марсе.
Каждый уровень представляет собой виртуальную лабораторию, в которой школьники проводят эксперименты и решают практические задачи, связанные с квантовыми вычислениями и материаловедением. Для педагогов подготовлены методические материалы, позволяющие адаптировать урок под любой формат: очный, дистанционный и даже без использования компьютеров.
В рамках региональных «Уроков цифры» школьники также встречаются с молодыми учёными «Росатома», развивающими квантовое направление, и экспертами Композитного дивизиона госкорпорации, которые создают материалы нового поколения. Особое внимание уделяется междисциплинарному характеру индустрии новых материалов и квантовых технологий. Учащиеся получают полезную информацию о том, в каких российских вузах можно получить «профессии будущего», и как строить в современной России научную карьеру.
«Урок цифры» по квантовым технологиям проводится с 8 по 28 апреля 2025 года в различных регионах России Госкорпорацией «Росатом» совместно с АНО «Цифровая экономика» при поддержке Минпросвещения России и Минцифры России в поддержку федерального проекта «Кадры для цифровой трансформации» национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства», а также национальной цели «Технологическое лидерство».
«Технологии будущего привлекают школьников, поскольку позволяют приоткрыть дверь в будущее человечества. И наша задача состоит в том, чтобы материалы квантового „Урока цифры“ соединяли в себе ореол неизведанности с конкретными научными данными о квантовой физике и материаловедении. Сложно за один урок погрузиться в мир квантовых технологий, однако зародить интерес — вполне реально. Задача нашего ежегодного урока — побудить школьников к критическому мышлению, задуматься, быть может квантовые технологии — это то, в чем можно найти себя? Синергия мечты и знаний – вот формула, по которой талантливые ребята выбирают профессии в сложных наукоемких сферах. Мы рассчитываем, что в первом миллионе участников нашего урока есть ребята, которые выберут этот путь», — рассказал Роман Ильин, директор Департамента по развитию кадрового потенциала и образовательной экосистемы «Росатом Квантовые технологии».
«Квантовые технологии — одна из самых передовых и перспективных областей науки и техники, это окно в будущее профессий XXI века. Школьникам важно начать изучать физику, квантовую механику и информатику уже сегодня, чтобы завтра стать инженерами и исследователями, создающими новые материалы, сверхбыструю связь и вычислительные системы, способные изменить мир. Знание квантовых технологий будет востребовано в здравоохранении, строительстве, сельском хозяйстве и промышленности и других сферах. Мы рады, что более 1 миллиона школьников ознакомились с материалами „Урока цифры“ от Росатома. Этот высокий результат показывает яркий интерес школьников к этой непростой, но интересной и перспективной теме. Надеемся, что ребята расширят свой кругозор в части новых прорывных будущих профессий и станут настоящими профессионалами в будущем», — комментирует Юлия Горячкина, директор направления «Кадровый суверенитет» АНО «Цифровая экономика».
Информационная справка
Госкорпорация «Росатом» – глобальный технологический многопрофильный холдинг, объединяющий активы в энергетике, машиностроении, строительстве. Включает в себя более 450 предприятий и организаций, в которых работает около 400 тыс. человек. С 2020 года «Росатом» отвечает за реализацию дорожной карты (ДК) по развитию высокотехнологичной области «Квантовые вычисления». Паритетно с государством Госкорпорация вкладывает собственные внебюджетные средства в реализацию дорожной карты: общий объем финансирования на 2020-2024 годы составил 24 миллиарда рублей, из которых 12 млрд было вложено «Росатомом». Важной задачей ДК стало создание российского квантового компьютера - проект реализуется научными коллективами Российского квантового центра (РКЦ),Физического института имени Лебедева РАН (ФИАН),МГУ имени М.В. Ломоносова, Университета МИСИС, МФТИ и других ведущих научных центров. В 2024 году в рамках ДК был создан российский 50-кубитный квантовый компьютер на ионах (учеными ФИАН и РКЦ),а также прототип 50-кубитного квантового вычислителя на одиночных нейтральных атомах рубидия (учеными МГУ и РКЦ). В целом Россия, наряду с США и Китаем, находится в числе трех стран-лидеров, создавших квантовые компьютеры на всех четырех платформах, которые считаются в мире приоритетными в качестве основы для квантовых вычислителей - сверхпроводники, ионы, нейтральные атомы и фотоны. Важным результатом реализации квантовой ДК является создание уникального коллектива ученых и инженеров, в который входят более 1000 специалистов, включая порядка 600 ученых. Создание квантовых вычислителей сопровождается формированием в России системы квантового образования, которая охватывает среднее и высшее профессиональное образование, а также усилия по переподготовке учительского состава. Реализация дорожной карты по квантовым вычислениям на 2025-2030 гг. будет нацелена на достижение качественных эффектов развития квантовых технологий в России. Главное в этом направлении – овладение практикой промышленного использования квантовых технологий.
Новое занятие от Госкорпорации "Росатом" прошло в школе №10 станицы Новомышастовской.
В школе №1 Ардона прошел открытый урок цифры
Открытый региональный урок по теме «Квантовые вычисления и материалы будущего» прошел 14 апреля в лицее №159 Новосибирска.