В открытом уроке в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР 2023) приняли участие более 30 школьников и их педагогов из общеобразовательных школ Нижнего Новгорода.
Ответить на вопросы школьников и рассказать о карьерных возможностях в сфере ИТ и кибербезопасности пришли: Александр Синелобов, Министр цифрового развития и связи Нижегородской области, Сергей Плуготаренко, Генеральный директор АНО «Цифровая экономика», Андрей Горобец, Директор департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России, Антон Иванов, директор по исследованиям и разработке АО «Лаборатория Касперского», Зульмира Яникова, руководитель группы автоматизации учреждений дошкольного и общего образования фирмы «1С», Мария Кондратьева, руководитель программы «Цифровые навыки и компетенции» Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».
«В прошлом году для ИТ-специалистов запустили беспрецедентные меры поддержки как со стороны бизнеса, так и со стороны государства. Можно сказать, что сегодня к ИТ-отрасли относятся также как в СССР относились к космонавтике или атомной энергетике. В ближайшие годы ИТ будет именно той сферой, куда бизнес и государство будут вкладывать свой ресурс. Поэтому, я призываю школьников не бояться искусственного интеллекта, постоянного переобучения, высокой конкуренции на рынке, а связывать свою жизнь с ИТ. Сегодня мы насчитываем около 3 млн ИТ-специалистов — проджекты, маркетологи, упаковщики, разработчики, пиарщики и другие. Именно весь этот цифровой контур поддерживает и сопровождают 2/3 экономики России. Но сделать выбор и не ошибиться в таком многообразии ИТ-направлений очень сложно. Проект „Урок цифры“ должен помочь школьникам с профориентацией, ведь задача проекта вовлекать учеников в ту профессию, которая востребована сегодня, учитывать быстрые изменения в отрасли и прогнозировать, какие специальности будут востребованы на горизонте нескольких лет», — отмечает Сергей Плуготаренко, Генеральный директор АНО «Цифровая экономика».
Андрей Горобец, Директор департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России, отметил региональную особенность Нижегородской области в сфере ИТ и рассказал о тонкостях работы в отрасли.
«Нижний Новгород — один из регионов, который может выступать драйвером, потому что здесь много предприятий, которые задействованы в ИТ. Все говорят про ИТ, но мало, кто знает, что специалисты в этой отрасли зависимы от грамотных управленцев, ставящих задачу. Ни один разработчик не сядет просто так программировать, должна быть поставлена интересная и захватывающая задача, способная изменить мир. Это, например, обучение нейронных сетей языкам, в том числе и древним. Таким образом, ИТ-специалист постепенно входит в другую, совершенно новую профессию, и затем создаются новые специальности на стыке науки и программирования — ИТ и биологии, ИТ и медицины, ИТ и сельского хозяйства. И все эти полученные знания можно использовать на благо страны. Кроме того, есть много региональных проектов, помогающих решать прикладные задачи и пробовать свои силы не только в программировании, но и в других общеобразовательных предметах, химии, биологии и других», — отметил Андрей Горобец, Директор департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России.
Министр цифрового развития и связи Нижегородской области Александр Синелобов упомянул существующие региональные практики, тренирующие навыки и компетенции школьников.
«С каждым таким Уроком мы видим, что потребность в диалоге с разработчиками есть не только у студентов, но и у более юных потребителей ресурса. Сегодня мы услышали предложение о возможности привлечения школьников к разработкам программного оборудования в рамках учебного курса. Такая практика есть у нижегородских вузов, мы устраиваем, например, хакатоны, где каждый может проявить себя в решении кейсов от крупных компаний. Теперь мы услышали, что и старшеклассники готовы проявить себя на такого рода соревнованиях».
Зульмира Яникова, руководитель группы автоматизации учреждений дошкольного и общего образования фирмы «1С», отметила, что ИТ-специальность действительно предъявляет очень высокие требования, но в то же время дает свободу. Например, зачастую специалисту ставят цель — разработать продукт под определенные задачи, но при этом может не быть подробного технического задания, и тогда включается свобода выбора процессов, интерфейса и других параметров, начинается творческая реализация. Также спикер поделилась опытом фирмы «1С» относительно взаимодействия с начинающими специалистами.
«Наша компания имеет более 10 тысяч партнеров, и все наше сообщество сталкивается с дефицитом кадров, поэтому стараемся реализовать кадровые активности — работаем со школьниками и студентами, помогаем определиться с ИТ-направлением, попробовать себя в разных направлениях. Все это мы называем „непрерывной траекторией развития в области ИТ“, которая стартует с формата клуба программистов для школьников, начиная с пятых классов. Также мы активно участвуем в проектах „Урок цифры“, „Билет в будущее“, поддерживаем олимпиады и многое другое. Для студентов проводим дни карьеры с участием наших партнёров, сертифицированные курсы, хакатоны, также у нас есть студенческие конкурсы и соревнования, стажировки вплоть до трудоустройства».
Сегодня большое внимание уделяется повышению уровня цифровой грамотности и просвещению в области кибербезопасности детей. И государство и бизнес делают многое для того, чтобы интернет для школьников России был безопаснее. В рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» уже реализуется множество проектов для усиления цифровых компетенций.
По статистике, 68,3% российских детей от 3 до 6 лет пользуются интернетом. За последние 10 лет их количество увеличилось почти втрое. Такие данные приводит Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. При этом постоянно пользуются интернетом в России более 80% детей от трех до 14 лет. Так, в сеть выходят практически все подростки в возрасте 12−14 лет (95% в 2020 году),а доля таких детей от 7 до 11 лет составляет 83,3%.
«С наступлением каникул тема кибербезопасности и кибергигиены становится еще более актуальной. Активизируются различного рода злоумышленники, в том числе использующие вредоносное программное обеспечение, которое может, например, красть личные данные пользователей. Мы рады, что сегодняшнее мероприятие собрало большое количество талантливых школьников старших классов, которые, надеюсь, в будущем выберут карьеру в сфере в кибербезопасности и помогут бороться с большим количеством киберугроз. Дети слушали затаив дыхание, задавали вопросы и искренне интересовались темой — пусть сегодняшний урок будет в помощь и на пользу!», — обратил внимание Антон Иванов, директор по исследованиям и разработке АО «Лаборатория Касперского».
Мария Кондратьева, руководитель программы «Цифровые навыки и компетенции» Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» отметила интерес школьников к одной из передовых технологий — искусственному интеллекту.
«Традиционно в рамках Урока цифры мы в первую очередь говорим об искусственного интеллекте как технологии, которая оказывает колоссальное влияние на многие отрасли уже сейчас и будет распространять свое влияние дальше. Было приятно видеть интерес участников урока к этой теме и готовность погружаться в знакомство с возможностями технологии и с точки зрения разработки, и со стороны пользовательского опыта. Надеюсь, нам с коллегами удалось вдохновить ребят на исследование ИТ-сферы и поиска себя в ней».
Школьникам были продемонстрированы просветительские мультфильмы «Мобильные угрозы» и «Цифровой баланс». Главные герои мультфильмов – жители подводного мира, столкнувшиеся с цифровыми проблемами, которые на понятных примерах рассказывают, как их можно решить.
В период с 05 по 24 ноября в образовательных организациях Новосибирской области прошел Урок цифры. Более 86 тысяч школьников прошли тренажеры на сайте Урока. Тренажеры вместе с учениками проходили учителя и родители.
«Урок цифры» от VK по теме «Магазин приложений» прошли более 3 млн учащихся из России и других стран. Благодаря проекту школьники узнали, как создавать и развивать цифровые продукты, а также научились управлять магазином приложений на примере крупнейшей российской платформы RuStore. Проект реализуется АНО «Цифровая экономика» совместно с Минцифры России и Минпросвещения России в поддержку федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» нацпроекта «Цифровая экономика», а также нацпроекта «Экономика данных».
22 ноября на базе ГБО ДО РА «Республиканская естественно-математическая школа» состоялось одно из ключевых событий этого месяца, посвященное повышению цифровой грамотности подрастающего поколения. Открытое республиканское мероприятие в рамках Всероссийского просветительского проекта «Цифровой ликбез» собрало школьников, педагогов и экспертов всей республики.